Какие вызовы ждут банковский сектор в 2021 году?
Один из таких вызовов, с которым столкнулись практически все кредитно-финансовые организации, — усиление конкуренции на рынке банковских продуктов и сервисов, что является основным ограничивающим развитие банковской системы фактором. Банковские структуры находятся в активном поиске новых и эффективных каналов продажи продуктов, поиске добросовестных партнеров, стремятся проводить политику «улучшайзинга» продуктовой линейки, модифицировать банковские сервисы и мобильные приложения, предлагают более выгодные процентные ставки и дополнительные возможности.
На этот случай повсеместно внедряются эффективные алгоритмы противодействия мошенникам, например система оценки финансовых транзакций в интернете на предмет подозрительности — antifraud, которая состоит из стандартных и уникальных правил и алгоритмов, фильтров и списков, по которым проверяется каждая транзакция. Стоит также упомянуть о внедрении комплексных моделей, которые позволяют проводить поверхностную или углубленную проверку потенциальных заемщиков при подаче заявления — скоринг или андеррайтинг соответственно. Это важный момент, потому что мошенники постоянно совершенствуются, и существует необходимость использовать продвинутые и технологичные системы мониторинга для минимизации рисков как финансовых, так и репутационных.
Другим важным моментом является тот факт, что потребители становятся финансово более грамотными, что само по себе увеличивает заинтересованность в качественных продуктах. Например, заемщики все чаще обращают внимание на эффективную ставку по кредиту и фактические переплаты. Интерес россиян к инвестиционным и финансовым продуктам растет, следом за ним растет и спрос на знания, честную и понятную информацию о происходящем на финансовых рынках.
Люди больше не думают, что фондовый рынок — это что-то недоступное, а банковские продукты — что-то непонятное, в чем не по силам разобраться простым смертным. Наверное, сейчас действительно можно говорить о тренде на финансовую грамотность. Но ситуация в целом по стране, к сожалению, оставляет желать лучшего. И это действительно проблема, которая способствует увеличению темпов роста мошеннических операций, например, да и в целом сказывается на финансовом благосостоянии населения страны.
На сегодняшний день в России активно реализуются несколько инициатив, в том числе под эгидой Министерства финансов РФ в рамках реализации нацпроекта по повышению финансовой грамотности 2017–2023 гг., утвержденного правительством РФ 23 мая 2017 года. Проект Минфина направлен на обеспечение необходимой институциональной базой и методическими ресурсами образовательного сообщества, разработку комплекса механизмов взаимодействия государства и общества с целью обеспечения повышения уровня финансовой грамотности и качества финансового образования в России.
Ситуация развивается стремительно: наблюдается ужесточение критериев отбора как финансовых организаций в целом, так и банковских продуктов в частности со стороны россиян. Среди таких критериев стоит выделить несколько основных. В первую очередь потребители ориентируются на узнаваемость бренда; далее немаловажный фактор, если речь идет о кредитном продукте, — процентная ставка и сумма ежемесячных платежей по кредитным продуктам. Третьим, не менее важным, критерием для клиентов являются дополнительные потребительские свойства как продукта, так инфраструктуры банка в целом: насколько удобен интерфейс банк-клиента, расширенный функционал приложений, какие платежи можно осуществлять через мобильное приложение. Вышеуказанные тезисы подтверждают многочисленные исследования потребительского поведения.
Подводя итоги, следует отметить развитие приведенных кризисных явлений на протяжении 2020 года, и подобная динамика сохранится также в 2021 году. Скорее всего, финансовые структуры надеются на вакцинацию, которая будет способствовать как восстановлению экономики, так и улучшению финансового благосостояния граждан в частности, что в свою очередь позитивно отразится на показателях потребительского спроса на банковские продукты, устойчивые темпы возобновления роста экономики, которые будут заметны уже к весне 2021 года.
В целом ожидается подъем банковского сектора, причем не за счет традиционного банкинга, а скорее за счет других цифровых сервисов и развития финансовых экосистем.
Источник: if24.ru