Как обстоят дела с финансовой грамотностью в других странах?

Сейчас в России идет масштабная стратегия ликвидации финансовой безграмотности на разных уровнях, «ФинФорт» также является участником этого большого государственного проекта .

 

А как обстоят дела в других странах, которые начали борьбу с финансовой безграмотностью еще раньше?

 

 

Польша – это яркий пример того, как государство в лице Центрального банка стало инициатором национальной программы повышения финансовой грамотности. Программа идет уже много лет, ежегодно на нее тратится в среднем 6-10 млн. евро.

 

Поляки по своим привычкам в отношении личных финансов не сильно отличались от россиян, всего лишь 7 % делали сбережения на регулярной основе, 35 % не планировали свои расходы заранее, более 40% не задумывались о доходе на пенсии. Все эти цифры говорили о неумении управлять финансами и формировать сбережения, а также о неудержимом потребительстве у финансово обеспеченных граждан.

 

Поэтому одной из первейших задач программы в Польше стало побуждать граждан делать сбережения.

 

Какие шаги сделали в Польше в поддержку финансовой грамотности?

 

  1. Создали тематические ТВ-шоу на популярном канале TVN. Цель – сосредоточить внимание граждан на «непопулярной» в период Рождества теме: сбережениям и ответственному финансовому поведению.

Зрители могли проверить свои знания в вопросах личных финансов. Уровень сложности при проверке финансовых знаний был рассчитан на среднего зрителя, и для повышения привлекательности каждый вопрос иллюстрировался отрывком из популярной комедии или эстрадного шоу.

 

Акцентировались актуальные проблемы для большинства граждан: что лучше иметь в кошельке – кредитную карту или наличные деньги, в чём преимущества ведения домашнего бюджета, как делать сбережения и инвестиции, какой кредит взять для покупки квартиры.

 

Для проведения шоу подготовили большую ТВ-студия, где разместили 100 игроков, знаменитостей и организаторов шоу. В студии шло состязание между командами за ценный приз. Каждую из команд возглавляли знаменитости с канала TVN.

 

Вопросы формулировались так, чтобы донести знания и заинтересовать зрителей, привлечь внимание аудитории к разным областям личных финансов. Конкурс проводился и в студии, и в интернете. В качестве главного приза компания-спонсор выделила автомобиль.

 

Для привлечения зрительской аудитории также выпустили «ролики социально-образовательной рекламы»: краткие интервью с популярными медийными персонажами, которые объясняли, почему и каким образом они стараются разумно относиться к тратам в этот период. Каждый сюжет продолжался до 90 секунд, и зрители легко могли убедиться в том, что знаменитостям приходится решать те же проблемы, что им самим.

 

Зрительская аудитория очень позитивно восприняла такую форму подачи информации по финансовой грамотности. Количество посмотревших ТВ-шоу — 8 млн. зрителей. 102 000 посетителей выполняли задания теста в интернете одновременно с трансляцией шоу по каналу ТVN.

 

Согласно оценкам, более 10,5 млн человек посмотрели не менее 3 из 6 сюжетов. После просмотра сюжетов уровень знаний у взрослых повысился на 13,9% (а через 2 недели после просмотра программы – на 11,8%), у молодежи – на 18,6% (спустя 2 недели – на 19,8%)

 

2. Выпустили 10 образовательных статей в главной ежедневной газете Gazeta Wyborcza и одном из наиболее влиятельных еженедельников Wprost.

 

3. Создали образовательные порталы и платформы для дистанционного обучения.

 

4. Записали радиопрограммы, посвящённые вопросам личных финансов, их слушали около 750 000 человек.

 

5. В средние школы разослали специальный комплект материалов. Он включал в себя игровой сценарий для урока, посвящённого личным финансам. Учащимся во время урока предлагали решить задачу. Для поощрения соревновательности в каждом классе формировалось по 4 команды. Задание выполнили около 53 000 учащихся.

 

6. С 2007 года в Польше стали проводить «Неделю сбережений», которую организует Фонд Леопольда Кроненберга под патронажем комиссии по финансовому надзору Польши. Банки и другие финансовые учреждения так же организовывали мероприятия.

 

7. Также для аудитории помладше создали анимационные сюжеты продолжительностью в среднем по 8 минут, каждый из которых иллюстрирует содержание того или иного экономического понятия.

Многие мультфильмы посвящены финансовым вопросам: кредиту, сбережениям и инвестициям, страхованию, процентным ставкам, выходу на пенсию, электронным платежам. Всего было снято 36 анимационных сюжетов; они представляют собой оригинальный и уникальный мультимедийный глоссарий экономических понятий. С 2004 года в образовательных проектах на базе этого ресурса приняли участие более 25 000 учащихся.

 

Наше государство проанализировало опыт Польши и других стран. Решено, что у России должен быть свой путь и свой уникальный подход без копирования даже самого успешного опыта. В одной из следующих статей мы расскажем, какие мероприятия по повышению финансовой грамотности успешно провели в России.

Поделиться ссылкой: